ноябрь 2020
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

 

 



Новости

07.10.2009  ГАИ впервые разъяснило про "встречку"

Похоже, что заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин окончательно решил взять на себя роль судьи и законодателя. 18 марта он впервые рассказал об ответственности, которая ждет водителей за выезд на полосу встречного движения (приводим данные пояснения):

ГАИ впервые разъяснило про "встречку"

В. Кузин впервые дал официальные разъяснения о порядке правоприменения статьи 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) - выезд на полосу встречного движения. Пояснения Кузина опубликовала "Россйиская газета". Как утверждает издание, "эти пояснения - единственно возможный вариант применения закона для автоинспекторов".

И снова не понятно

По словам заместителя начальника ДОБДД МВД РФ, суд должен лишить водителя прав в соответствии с частью четвертой статьи 12.15 КоАП РФ только в двух случаях:
- Обгон по встречной полосе в тех местах, где это запрещено, однозначно приведет к "потере" водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев. Нельзя обгонять даже тихоходное транспортное средство, двигающееся со скоростью 20, 10, 5 и даже один километр в час. Обязанность водителя "тихохода" - уступить дорогу всем машинам, которым он мешает проехать, даже если это вынудит "тракториста" съехать на обочину и остановиться. Если "трактор" дорогу не уступает, оправданием выезда на "встречку" это не является.
- Оставить без прав могут также за поворот налево, если водитель начал маневр, не доехав до прерывистой линии разметки. Владимир Кузин пояснил, что "водитель тем самым создает опасную ситуацию, ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль".


При этом в части третьей статьи 12 КоАП РФ четко сказано, что "выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей". Получается нестыковка. Но лишь с первого взгляда. Чтобы понять, чем эти нарушения отличаются, надо посмотреть на схему, которая иллюстрирует слова Кузина -  (смотреть пункт "2").

 

Лишать не будут

Все остальные случаи пересечения сплошной линии, сказано в газете, "оставляют водителю шанс отделаться штрафом". Получается, что ситуации, в которых лишение прав не предусмотрено в принципе, так и не обозначены - могут лишить, а могут и не лишить. Тем не менее, Кузин рассмотрел несколько случаев "некриминального" выезда на встречную полосу.

Это, к примеру, объезд препятсвия по встречной полосе, если при этом есть возможность объехать его справа. За такое нарушение предусмотрен штраф - от 1000 до 1500 рублей, и никакого лишения. (Тем не менее мы настоятельно рекомендуем использовать способы объезда справа - прим. ред.).

Также не карается лишением прав разворот через сплошную полосу (или две сплошных - разницы никакой). Это нарушение трактуется, согласно части третьей статьи 12.15 КоАП РФ и наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. То же самое касается поворота налево через любое количество сплошных полос и в зоне действия знаков "поворот запрещен", "разворот запрещен", "движение только прямо" и так далее.

Кстати, о знаках Кузин не сказал ни разу, отослав всех читателей его комментария к статье 12.16 КоАП РФ. А было бы интересно услышать официальное разъяснение, например, по поводу обгона по встречной полосе в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен" при наличии прерывистой разметки, выезде на встречную полосу в том месте, где сплошная разметка со временем превратилась в прерывистую, но только гаишник знает о том, что она когда-то была сплошная, и так далее...

Сейчас многие автолюбители, а тем более инспекторы ДПС считают, что любые пересечения "сплошной" приводят к потере прав. Источником этой информации послужило Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации N18 от 24 октября 2006 года. В нем было разъяснено, что за любой выезд на встречную полосу (поворот, разворот и так далее) водитель лишается прав.

Однако с тех пор прошло более года, и российский КоАП изменился - в нем не только ужесточились наказания за нарушения ПДД, но и появились более четкие определения этих нарушений. Например, в кодексе уточнили понятие "выезд на полосу встречного движения".

А что в итоге?

Кто будет решать, мог ли я объехать препятствие справа? Кто будет говорить, доехал ли я до прерывистой линии или нет? Кто будет разъяснять, сколько колес автомобиля должно оказаться на встречной, чтобы это признали нарушением? Все по-прежнему остается на усмотрение конкретного инспектора ГАИ и судьи, который будет слушать дело. Поэтому наш совет тем, кто по тем или иным причинам не может "решать вопросы": до тех пор, пока все наши нарушения не будут фиксироваться камерами видеонаблюдения, делайте это сами при помощи подручных средств (фотоаппаратов, мобильных телефонов, домашних видеокамер) и не бойтесь приносить эти доказательства в суд.

Как пишет газета, "начальники подразделений ГИБДД потребовали от автоинспекторов поступать так, как написано в газете". То есть, слова Кузина для них закон, а значит и для всех автомобилистов тоже, так как убедить гаишника ослушаться приказа начальства практически невозможно.

Спустя неделю ГАИ России вновь прокомментировала изданию "Россйиская газета" еще шесть ситуаций, когда водителя могут или, наоборот, не имеют права лишать водительского удостоверения.

Лишать!

После комментариев, данных замначальника ГАИ России неделю назад, нам было очень интересно услышать его официальное разъяснение по поводу обгона по встречной полосе в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен" при наличии прерывистой разделительной разметки. Как будто услышав (прочитав) наше пожелание, Кузин разъяснил: "Лишать прав".

Кузин предлагает считать нарушение требований знака "Обгон запрещен" по части 4 статьи 12.15 (выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения). В своем предыдущем комментарии он говорил, что выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением, разделенным сплошной линией, следует квалифицировать по статье 12.16 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой) и карать нарушителей штрафом 100 рублей.

Скорее всего, замначальника ДОБДД имел ввиду, что все запрещающие знаки трактуются по статье 12.15, а все предписывающие – по статье 12.16. Если разделять знаки на предписывающие и запрещающие, тогда поворот налево на перекрестке где висит знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» или 3.19 «Разворот запрещен» квалифицируется по статье 12.15 КоАП, а если предписывающий - 4.1.1 «Движение прямо», то поворот налево расценивается по статье 12.16 КоАП. При этом выезд на полосу встречного движения будет в обоих случаях и опасность, созданная таким водителем, будет одинаковой.

Еще раз лишать!

Формулировка части 4 статьи 12.15 КоАП («выезд на полосу встречного движения в нарушение Правил дорожного движения») позволяет трактовать ее как угодно. Например, если вы обгоняете транспортное средство по встречной полосе в том месте, где вообще отсутствуют знаки и есть прерывистая линия разметки, но: говорите в этот момент по мобильному телефону, забыли включить указатель поворота, у вас нет техосмотра, не установлены брызговики, ночью не включен ближний свет фар, - все это можно считать «выездом на полосу встречного движения в нарушение Правил дорожного движения». Лишат ли за это прав? Именно с этой "свободной интерпретацией" связаны следующие ситуации, описанные Кузиным.

Инспектора ДПС будут обязаны направить ваше водительское удостоверение вместе с протоколом об административном правонарушении в суд в том случае, если вы совершили обгон на железнодорожном переезде и ближе чем за 100 метров перед ним. Чаще всего в таких местах линия разметки становится сплошной, давая водителю понять, что обгон здесь запрещен. Если линий нет вообще, то следует ориентироваться на предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.3.1, 1.3.2 и 1.4.1 - 1.4.6 (приближение к железнодорожному переезду).

Другая спорная ситуация - обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Здесь может и не быть никаких знаков, разметки и других запрещающих символов. Однако если инспектор ГИБДД расценит, что видимость ограничена, то, согласно указаниям Кузина, квалифицирует нарушение по части 4 статьи 12.15 и лишит вас прав.

В ПДД есть определение недостаточной видимости, Это "видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки". Обгон же запрещен при условии ограниченной видимости, определения которой правила не дают. Об этом говорят знаки типа "Опасный поворот" и тому подобные. А если их нет? Помните фразу: "Видишь суслика? И я не вижу, а он есть!". Что поможет сотруднику ГАИ "переквалифицировать" подобное нарушение и признать видимость "неограниченной", а конец подъема - его началом, всем известно.

Лишать прав будут и тех водителей, которые срезают углы на поворотах. См. cхему:

 

Последнее разъяснение Владимира Кузина вопросов не вызывает. За встречный выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, однозначно лишат прав. А если ехать в одном направлении с автобусами и троллейбусами, то ответственность будет квалифицированна по статье 12.16. Штраф 100 рублей.

Уповаем на честность

Комментарий замначальника ДОБДД МВД России Владимира Кузина, безусловно, полезен. Теперь мы точно знаем, как и за что нас лишат прав, а когда выпишут штраф. Однако все спорные ситуации, описанные в этой статье, может разрешить только очередное постановление Пленума Верховного суда РФ. Но появится оно только тогда, когда какой-нибудь настойчивый водитель доведет свое дело "о лишении" до этого самого Верховного суда.


Источник: Lenta.Ru

Создание сайта - Студия 3xWEB