На этот раз российские болельщики остались без Дакара. И в прямом смысле (поскольку ралли проходит по Южной Америке, а в Дакар отправится другой рейд, Africa Race), и в переносном: команда КамАЗ-Мастер впервые за последние годы отменила «всенародный праздник», торжественный старт с Красной площади.
Офииальная причина этого — ранний отъезд машин (паром в Южную Америку идет почти месяц) Но, по нашему предположению, все дело в кризисе: ведь конвейер КамАЗа остановлен до 19 января! Судя по всему, из-за кризиса впервые за последние годы в составе команды нет и доктора Бубновского...
Перед отлетом на ралли, 29 декабря, команда провела пресс-конференцию в Москве. Прославленный пилот Владимир Чагин в ней не участвовал: он заранее вылетел в Аргентину. А честь флага команды защищали два других гонщика, Фирдаус Кабиров и Ильгизар Мардеев, бессменный командор Семен Якубов, и «молодежь» — механики Айрат Мардеев (он едет в одном экипаже с отцом) и Эдуард Николаев.
Камазовцы заявили об отказе от запланированного участия в рейде Africa Racе. «Мы хотели поддержать старого знакомого Юбера Ориоля, но он покинул пост директора гонки, — комментируют спортсмены. — А нынешний директор, Рене Метж, не в состоянии провести гонку на том же уровне, что и Дакар: это наглядно показал прошлогодний рейд Трансориенталь». По словам Якубова, на старт Africa Race выйдет всего 35 экипажей...
Зато на Дакаре-2009 — почти полный состав традиционых участников! В «грузовом» классе заявлено 84 экипажа — чуть меньше, чем на последний состоявшийся Дакар-2007 (в нем участвовало 88 грузовиков).
Ралли стартует 3 января, причем в первый же день гонщиков ждет спецучасток длиной 400 километров — вместо обычных «разминочных» 150-200 километров. «Такого не было никогда!» — говорят камазовцы. А поскольку нынешняя гонка пойдет в основном по дорогам, наиболее опасны обгоны — в пыли, при нулевой видимости, когда соперники преследуют друг друга не один километр...
Главные соперники камазовцев те же, что и прежде: это победитель ралли Дакара-2007 и Трансориенталь-2008 Ханс Стейси на заводском МАНе, племянник прославленного Карела Лопрайса, Алес, на Татре, Жерар де Роой на грузовике GINAF (его отец, Ян, отправился в Африку), и, наконец, заводская команда GINAF из Голландии.
С каждым годом GINAF становится сильнее: в нынешнем сезоне участвует уже одиннадцать грузовиков этой марки! К Дакару-2009 завод построил две новых машины, и одну из них пилотирует член семьи, владеющей заводом, ван Гинкель. Есть изменения и в конструкции МАНа Стейси: передняя часть рамы сужена, что позволяет поворачивать колеса на больший угол, нежели прежде.
По сравнению с прошлым годом модернизированы и «боевые» КамАЗы. Вместо тяжелых камазовских мостов на них стоят облегченные, финской фирмы Sisu — но не с «родными» дисковыми тормозами (они не выдерживают раллийных условий), а с камазовскими, барабанными.
Передние рессоры стали малолистовыми, основательно доработаны голландские амортизаторы Reiger Racing. «Сделали подарок МАНу! — смеется Кабиров. — Reiger, который сотрудничает и с мановцами, конечно, передал им наши разработки, но тут уж мы ничего поделать не можем...»
Ярославский двигатель несколько потерял в мощности, но меньше дымит — за счет установки новых турбокомпрессоров. Есть и еще одна тонкость. Поскольку гонка пойдет по горам, мотору временами будет не хватать воздуха, и если вовремя не ограничить подачу топлива вручную, это может привести к серьезным поломкам.
А вот у мановского двигателя с электронным управлением и специальным барометрическим датчиком таких проблем не будет! Кроме того, MAN легче как минимум на полтонны (хотя вес КамАЗа, 8,5 т — минимально разрешенный). «Проконтролировать, сколько весит машина без снаряжения, очень трудно, — комментирует Кабиров, — Да и в целом требования организаторов к машинам участников стали предельно либеральными — чем пользуются все соперники».