Может ли Китай перенаправить грузопотоки в обход России?

АвтоПортал Великого Новгорода » Статьи » Статьи по Автоперевозкам » Статья детально

13.01.2016

Китайские партнеры активно разрабатывают возможности диверсифицировать грузопотоки в обход территории России. Внедрение этих планов приведет к постепенному уменьшению доходов от транзитных перевозок. Но стоит ли так опасаться этих альтернативных маршрутов поставок?

В декабре 2015 года в Тбилиси прибыл первый поезд с китайскими товарами. Далее по Чёрному морю контейнеры отправились в Турцию, а после - в страны ЕС. В прессе это событие окрестили рождением нового «шелкового пути». Но способно ли развитие жд перевозок по данному направлению нанести ощутимые убытки транзиту через территорию РФ? По мнению Вячеслава Еремеева, специалиста компании Good Logistics по железнодорожным перевозкам грузов, такой исход событий вряд ли возможен в первую очередь из-за небольших объёмов грузоперевозок по данному направлению. По его мнению, данные пути перевозок ещё слишком молоды чтобы представлять серьёзную угрозу РЖД даже в среднесрочной перспективе. Но давайте всё же рассмотрим реальные угрозы для РЖД и Транссибирской магистрали от альтернативных маршрутов поставок.

«Шелковый ветер»

Именно такое рабочее название носит проект по перевозке грузов из китайского города Урумчи через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию и ЕС. Разработан проект еще в 2012 году и главной его идеей является укрепление экономических связей между странами Черноморского региона, Кавказа, Центральной Азии и ЕС. Сроки доставки товаров декларируются на уровне 15 дней (при благоприятной ситуации и оптимизированной работе их можно сократить до 12 дней). Рассчитывается, что к 2020 году грузоперевозки по данному направлению увеличатся до 300 тыс. контейнеров в год.

Однако данный проект имеет и ряд недостатков:

  • Многократная модальность на всем маршруте передвижения. Перегрузка контейнеров в 4-х портах приводит к удорожанию проекта. Кроме того, необходима соответствующая инфраструктура для обеспечения проекта.
  • Несколько таможенных режимов. Оформление груза в разных странах приводит к дополнительной задержке. Участникам проекта необходимо выработать упрощенные условия для оформления грузов этого потока.
  • Высокая стоимость. Высокие риски из-за частых перегрузок ведут к удорожанию страховой стоимости. Высокие тарифы на перевозки в каждой из стран также не способствуют лояльным тарифам.

Программа TRACECA

Этот проект представляет собой расширенную версию сотрудничества стран Черноморского и Кавказского регионов. Предлагается возможность переправлять грузы в ЕС не только через Турцию, но и Румынию, Болгарию, и Украину. Такие маршруты на данный момент являются только дополнениями к Транскаспийскому проекту, ведь на практике доставка грузов в Батуми будет идти по тому же маршруту.

Великий шелковый путь

Пока всерьёз говорить о развитии направления транзитных поставок с Китая в ЕС через Иран, Центральную Азию и Турцию не представляется возможным. Политическая ситуация в регионе оставляет желать лучшего, поэтому рассчитывать на конкуренцию этого направления в ближайшем будущем не стоит.

Морской транспорт

Морская контейнерная перевозка остается главным конкурентом Транссибирской магистрали. Её преимущество – низкая стоимость доставки (3 тыс. долларов морем против 8 тыс. долларов железной дорогой) и объем грузоперевозки. Транссибирская магистраль имеет ограниченную пропускную способность – до 300 тыс. TEU в год. Для того чтобы оставаться конкурентным маршрутом, необходимо повысить качество предоставляемых услуг, скорость перевозки и максимально увеличить пропускную способность. Это позволит Транссибирской магистрали оставаться незаменимым маршрутом на долгие годы.



 

 



Создание сайта - Студия 3xWEB