Эволюция автомобильного бампера

АвтоПортал Великого Новгорода » Статьи » Статьи по Автозапчастям » Статья детально

19.02.2015

Первые автомобили, массовое производство которых началось на рубеже 19 и 20 веков, в своем внешнем облике и конструктивно переняли множество элементов конной повозки и были, по сути, вариациями на тему кареты, только с бензиновым маломощным движком вместо лошади. Никаких дополнительных элементов такая новомодная «повозка» не содержала.

Однако конструкторская и дизайнерская мысль двигались вперед семимильными шагами – и уже менее чем через 10 лет после того, как на мощеные булыжные мостовые европейских городов выехали первые автомобили, появился знаменитый Mercedes, названный по имени дочери совладельца фирмы Daimler-Benz, австрийского банкира Эмиля Еллинека. Этот автомобиль приобрел кузов с мотором спереди и многие инженерные и конструкторские решения, сделавшие его, по мнению многих, прототипом современного автомобиля.

С каждой новой моделью в эти первые десятилетия нового, двадцатого века, автомобиль приобретал все новые, привычные для нас сегодня, устройства и приспособления. Но бампер, как ни странно, появился много позже других конструктивных элементов и устройств. Первым серийным автомобилем, на котором был установлен плоский передний бампер, состоящий их двух продольных металлических полос, стал Форд модели А 1930 года выпуска. К этому времени количество автомобилей на дорогах США, особенно в крупных городах, значительно увеличилось, и случаи их столкновения стали массовыми –таким образом, появилась необходимость предохранить автомобиль от возможного столкновения.

Бампера на этой и последующих моделях производились из пружинящей стали, и крепились на кронштейнах, которые также пружинили – при столкновении на небольшой скорости такая конструкция достаточно эффективно выполняла свои функции. Однако в том же году на свет появилась модель автомобиля представительского класса – как бы сейчас ее называли – Packard 745. Этот элегантный 4-х дверный седан, оснащенный двигателем мощностью 104 л.с., спереди и сзади был обрамлен изящным цельным бампером с удлиненными и загнутыми в боковую сторону закругленными концами.  Здесь бампер приобрел уже вполне привычный для нас внешний вид. Но такие цельнометаллические монолитные и массивные бампера еще на протяжение целого десятилетия оставались атрибутом автомобилей люксового класса, предназначенных для обеспеченных потребителей.  Хотя, были и исключения – например, с тем же «Фордом», который, уже начиная с 1932 года, начал устанавливать на автомобилях массовой серии V8 цельный бампер с продольным горизонтальным рифлением. Бампера этого типа предохраняли автомобиль не за счет пружинящего эффекта, а за счет своей деформации. После аварии такой бампер можно было выровнять – и тогда-то вот зародилась новая отрасль авторемонта – ремонт бамперов. Бампер все более воспринимался не как дополнительная деталь, внешняя по отношению к дизайну и конструкции автомобиля, а как неотъемлемая его часть. Форма бампера усложнялась – и в конце 30-х годов появились изящные хромированные бампера со сложным дизайном, а места крепления бампера к кузову на многих автомобилях превратились в характерные «клыки», вышедшие из моды только несколькими десятилетиями позже.

«Золотым веком» бампера стали 50-60 гг. в США – до того, как в 1971 году были приняты новые правила, обязывавшие производителей устанавливать на автомобилях бамперы, исключающие повреждения компонентов автомобиля, отвечающих за безопасность движения – поворотных огней, задних фар, а также топливной системы – на скорости до 5 миль в час. Годом позднее эти правила были дополнены постановлением Конгресса, обязывавшим производителей автомобилей учитывать при проектировании бампера необходимость снижения затрат на его стоимость, а также учитывать требования по безопасности. Эти меры регулирования положили конец буйной фантазии американских дизайнеров, на протяжении послевоенных десятилетий превративших бампер автомобиля в деталь скорее декоративную, нежели чем выполняющую полезные функции. Бампера во многих моделях стали конструктивно частью корпуса – то решетки радиатора, то крыльев – они оснащались фарами, поворотниками, а в некоторых случаях (как на моделях спортивного класса, например, Оldsmobile Toronado) вообще уходили вниз вместе с капотом, не выступая за габариты кузова автомобиля.

В Европе в это же время бампера сохранили свою функциональность, и все чаще дополнялись резиновыми вставками и накладками. Повышение требований к безопасности пассажиров  вызвало к жизни появление бамперов, заполненных жидкостью или газом. Тогда же появились и первые пластиковые бампера.

Американские автомобильные журналы сообщили в апреле 1970 года новость – на рынке появились модели автомобилей, оснащенные последним новшеством в сфере безопасности: наполненными водой бамперами из пластика. Такого рода бампера, как показывали краш-тесты, были способны абсорбировать удар на скорости до 15 миль в час (24 км в час). Такими бамперами оснащались автомобили Dodge, использовавшиеся в качестве такси. Виниловые бампера, наполненные водой, использовали также автопроизводители  Ford и Chevrolet. По расчетам специалистов, использование таких бамперов должно было помочь значительно снизить издержки страховых компаний на ремонт автомобилей, получивших повреждения в небольших авариях, и исключить такие повреждения в цепочке аварий, случающейся при плотной езде по шоссе на небольшой скорости.

Однако, эти идеи в последствии не нашли широкого применения. Конструкторы пошли по пути улучшения безопасности водителя и пассажиров, используя элементы активной и пассивной защиты – ремни, подушки безопасности, подголовники, усиление несущих элементов кузова и устранение всего, что может повредить человеку, находящемуся в салоне, при столкновении. Безопасность любого нового автомобиля, выходящего с конвейера, подтверждалась документально при помощи краш-тестов, ставших неотъемлемой частью производства новой модели. Бампера в качестве основной защиты играли все меньшую роль, и в результате стали просто декоративной деталью, улучшающей аэродинамические характеристики автомобиля. С 80-х годов алюминиевые и хромированные бампера начинают уступать место пластику. Сегодня металлический бампер в качестве средства, предохраняющего автомобиль от столкновения, можно встретить только на внедорожниках.

Что ждет бампер в будущем? Тенденция, которую мы наблюдаем на протяжении последних двух десятилетий – превращение бампера в декоративную деталь – судя по всему, сохранится. Основную функцию защиты при столкновении берут на себя элементы кузова, деформация которых задана конструкцией автомобиля. К тому же, развиваются устройства безопасности – ультразвуковые сенсоры, предупреждающие водителя о препятствии при парковке, так называемые «парктроники», сегодня являются неотъемлемой частью любого автомобиля. В будущем подобные устройства, включая миниатюрные видеокамеры (как в последних разработках автомобилей с функцией park assist) будут интегрированы с управлением, помогая водителю вовремя затормозить или объехать препятствие. Не исключено, что бампера просто исчезнут – оставив место небольшим пластиковым деталям, которые легко заменить или отремонтировать в случае столкновения. Ремонт пластикового бампера сегодня несложен, и технологии такого ремонта также стремительно развиваются.

Больше узнать про технологии ремонта бамперов можно здесь.



 

 



Создание сайта - Студия 3xWEB